Москва, 1917. Взгляд с ваганьковского холма
Открытие выставки
15 июня 2017 года
200-летие царя-освободителя отметили выставочными проектами многие российские музеи, рассказывая о проведенных им преобразованиях в жизни страны: отмене крепостного права, реформам в области экономики, суда, армии, начального и университетского образования. Цель же выставки, открывшейся 24 апреля 2018 года в Ивановском зале, — максимально полно показать яркие культурные явления эпохи Александра II.
«Роль музея сейчас одна — быть хранителем цивилизации».
Из протокола Совета музея, 20 декабря 1917 года
Экспозиция выставки «Москва, 1917. Взгляд с Ваганьковского холма» делится на две части: первая посвящена истории Румянцевского музея в революционные дни, вторая рассказывает о драматических событиях в Москве.

Ивановский зал представляет собой реконструированную картинную галерею Румянцевского музея. Он пережил Февральскую и Октябрьскую революции, но потом долгое время был подсобным помещением библиотеки. И вот в нём снова появились картины, которые висели на его стенах сто лет назад.

На первом этаже посетители увидели «зал заседаний Совета музея», «кабинет директора» и «комнату сотрудников».
Входящих в зал окружают подлинные предметы и документы Румянцевского музея. Это не реконструкция, не точное воспроизведение интерьеров: «осколки» музея, дополняя рассказ о том, как жил он в 1917 году, какие решения принимал Совет музея, как шла работа, дают почувствовать атмосферу этого крупнейшего культурного учреждения Москвы того времени. Благодаря цитатам из писем и документов, размещённых на стенах, можно узнать, что думали сотрудники музея о настоящем и будущем.

Экспозиция второго этажа посвящена взгляду с Ваганьковского холма на революционную Москву. Здесь посетители могли увидеть экспонат, давший первый импульс при подготовке выставки: альбом из фонда отдела изоизданий с подлинными фотографиями, сделанными в 1917 году. Фотографии весны 1917-го: людское море, радостные лица, здесь раздают газеты, там — идёт митинг, настроение ярмарочного гуляния, ожидания лучшего. И совсем другие — снимки осени—зимы семнадцатого года: разрушенные башни Кремля, развалины домов, обломки кирпича под чудом сохранившимися иконами… Расстрел Кремля настолько потряс жителей Москвы, что эти фотографии хранились в семейных архивах по многу лет.
Признать, что все музеи, учёные учреждения и библиотеки должны стоять в стороне от политической борьбы и продолжать свою культурно-просветительскую работу и в дни забастовки.
Из протокола Совета музея, 29 ноября 1917 года
Но неправильно было бы думать, что Москва жила только политикой. И часть экспозиции второго этажа Ивановского зала — афиши театров и кинотеатров, рекламные плакаты, призывающие покупать шоколад, печенье и кофе, в витринах — газеты и журналы, выпущенные в 1917 году: «Театральная газета», «Моды», «Журнал для хозяек», «Техник», «Коннозаводство и спорт»… Центр зала опоясывает Лента времени. Посетители выставки могли соотнести события в революционной России и Москве и этапы в жизни Румянцевского музея. Вмонтированные в ленту интерактивные экраны позволили полистать и почитать оцифрованные журналы и газеты, рассмотреть подборку карикатур и сравнить политические шутки 1917 и 2017 года.

В одной из витрин разместились подготовительные материалы и страницы рукописи романа Александра Исаевича Солженицына «Красное колесо», посвящённой весенним революционным дням 1917 года в Москве. Выступавшая на открытии выставки Наталья Дмитриевна Солженицына говорила, что родители Александра Исаевича познакомились в Москве 1917 года — как раз неподалёку от Румянцевского музея.
«После убитого грабителями Е. Е. Егорова осталось без призора богатейшее собрание икон и других предметов старины… Постановили: принять собрание Е. Е. Егорова на условиях, предложенных Г. П. Георгиевским, и предоставить директору вообще принимать все необходимые меры в подобных случаях».

Из протокола Совета музея, 20 декабря 1917 года
В небольшом кинозале на втором этаже посетители выставки могли посмотреть фильм, составленный из фотографий, снятых в Москве в 1917 году. Он сопровождался музыкальными записями из коллекции отдела нотных и музыкальных изданий.

Открывая выставку «Москва, 1917. Взгляд с Ваганьковского холма» исполняющий обязанности генерального директора РГБ Владимир Иванович Гнездилов выразил уверенность, что экспозиция привлечёт внимание самой широкой аудитории, произведёт глубокое впечатление, вызовет новые эмоции
и поможет по-новому взглянуть на тот непростой 1917 год.

Наталья Юрьевна Самойленко, заместитель генерального директора РГБ по внешним связям и выставочной деятельности, подчеркнула, что экспозиция построена на уникальных документах и артефактах, многие из которых демонстрируются впервые. Наталья Юрьевна рассказала, что выставка будет сопровождаться образовательной программой: к руководству библиотеки обратились представители исторического факультета Московского государственного
университета с предложением провести на базе выставки ряд лекций, которые расскажут о событиях 1917 года.

Завершает экспозицию революционный плакат авторства Юрия Михайловича Бонди, на который хочется обратить особое внимание. Надпись на нём такая: «Верю, сотую встретим годовщину». Встретили. Российская государственная библиотека 2017 года отдаёт дань памяти и уважения коллегам из Румянцевского музея 1917 года.