Выставочные экспонаты
Артефакты, которые привлекали большое внимание посетителей выставки
Картины, скульптуры, документы и фотографии, газеты, журналы, плакаты… В 1917 году все они обитали в стенах Румянцевского музея, в наши дни находятся в разных местах и оказались снова в родных пенатах лишь на выставке «Москва, 1917. Взгляд с Ваганьковского холма».

скульптура читающей девушки Дом Пашкова РГБскульптура психеи в Доме Пашкова РГБскульптура саломея Дом Пашкова
Читающая девушка
Скульптор П. Маньи. Авторская копия 1867 года с оригинала 1861 года, Италия. Мрамор

Эта девушка — революционерка. На груди у неё — медальон с профилем Гарибальди, в руках — книга сподвижника Гарибальди.

В настоящее время скульптура находится в Российской государственной библиотеке в Доме Пашкова. На время выставки была перенесена в Ивановский зал.
Психея
Неизвестный скульптор. Вторая половина XIX века, Италия, Венеция. Мрамор

Из собрания Румянцевского музея Российской государственной библиотеки.

В настоящее время скульптура хранится в научно-исследовательском отделе редких книг (Музее книги) Российской государственной библиотеки.
Саломея
Скульптор Е. И. Беклемишева. 1902 год, Россия—Италия. Бронза

Екатерина Ивановна Беклемишева (Мишева) (1866—1912) была талантливым скульптором, ученицей одесского ваятеля Б. В. Эдуардса.

Сейчас в Российской государственной библиотеке скульптура стоит в Доме Пашкова, и её может увидеть каждый читатель или экскурсант.
Читающая девушка
Скульптор П. Маньи. Авторская копия 1867 года с оригинала 1861 года, Италия. Мрамор

Эта девушка — революционерка. На груди у неё — медальон с профилем Гарибальди, в руках — книга сподвижника Гарибальди. В настоящее время скульптура находится в Доме Пашкова в Российской государственной библиотеке. На время выставки была перенесена в Ивановский зал.
Психея
Неизвестный скульптор. Вторая половина XIX века, Италия, Венеция. Мрамор

Из собрания Румянцевского музея Российской государственной библиотеки. В настоящее время скульптура хранится в научно-исследовательском отделе редких книг (Музее книги) Российской государственной библиотеки.
Саломея
Скульптор Е. И. Беклемишева. 1902 год, Россия—Италия. Бронза

Екатерина Ивановна Беклемишева (Мишева) (1866—1912) была талантливым скульптором, ученицей одесского ваятеля Б. В. Эдуардса. Сейчас в Российской государственной библиотеке скульптура стоит в Доме Пашкова, и её может увидеть каждый читатель или экскурсант.

Кабинет директора музея
Первым директором Московского публичного музеума и Румянцевского музеума был Николай Васильевич Исаков (1821—1891). Последний директор в истории Императорского музея и первый советский директор Государственного Румянцевского музея — Василий Дмитриевич Голицын (1857—1926).

платон дионисбюст Н. П. Румянцева РГБскульптура Спинозы Дом Пашкова РГБ
Бюст Платона
Неизвестный скульптор. Копия с античного оригинала. Вторая половина XIX века, Италия. Мрамор

В оригинале — бюст Диониса, мраморная копия с копии. Почему на бюсте Диониса написано «Платон», неизвестно.
Бюст Н. П. Румянцева
Скульптор В. И. Демут-Малиновский, отливка В. П. Екимова. Россия, Санкт-Петербург, 1827 год. Бронза

Василий Иванович Демут-Малиновский (1779—1846) — русский скульптор, крупнейший представитель русского ампира. Отливы в патинированной бронзе выполнила мастерская В. П. Екимова, известная такими литейными работами, как монумент Минину и Пожарскому в Москве, статуи Петергофского и Павловского парков.
Спиноза
Скульптор М. М. Антокольский. Россия—Франция, фрагмент авторской модели 1878—1882 годов

Марк Матвеевич Антокольский (1842 (1843?) — 1902) — выдающийся скульптор-реалист. Мраморная скульптура философа Бенедикта Спинозы, выполненная по заказу барона Г. О. Гинцбурга, ныне хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Бюст Платона
Неизвестный скульптор. Копия с античного оригинала. Вторая половина XIX века, Италия. Мрамор

В оригинале — бюст Диониса, мраморная копия с копии. Почему на бюсте Диониса написано «Платон», неизвестно.
Бюст Н. П. Румянцева
Скульптор В. И. Демут-Малиновский, отливка В. П. Екимова. Россия, Санкт-Петербург, 1827 год. Бронза

Василий Иванович Демут-Малиновский (1779—1846) — русский скульптор,
крупнейший представитель русского ампира. Отливы в патинированной бронзе выполнила мастерская В. П. Екимова, известная такими литейными работами, как монумент Минину и Пожарскому в Москве, статуи Петергофского и Павловского парков.
Спиноза
Скульптор М. М. Антокольский. Россия—Франция, фрагмент авторской модели 1878—1882 годов

Марк Матвеевич Антокольский (1842 (1843?) — 1902) — выдающийся скульптор-реалист. Мраморная скульптура философа Бенедикта Спинозы, выполненная по заказу барона Г. О. Гинцбурга, ныне хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Кабинет Л. Н. Толстого
В 1915 году вдова Льва Николаевича Толстого, Софья Андреевна, передала его рукописи на хранение в Румянцевский музей, где организовали особый зал, названный «Кабинетом Л. Н. Толстого». В таких ящиках рукописи великого писателя прибыли в библиотеку.

канцлер граф Румянцевпортрет Норова А. С. РГБпортрет графа А. И. Румянцева собрание РГБ
Портрет канцлера графа Н. П. Румянцева
Копия с оригинала Дж. Доу (1828 год, Россия)

Портрет — один из символов Библиотеки. Он написан художником в 1828 году, спустя два года после смерти Николая Петровича Румянцева, по заказу его брата, Сергея Петровича Румянцева, и передан в Московский публичный и Румянцевский музеи в составе семейного собрания. Ныне находился в Государственном музее А. С. Пушкина.
Портрет А. С. Норова
Неизвестный художник. Конец 1830-х — 1840-е годы XIX века, Россия. Холст, масло

Авраам Сергеевич Норов (1795—1869) — писатель, переводчик, библиофил, государственный деятель. Библиотека Норова поступила в Румянцевский музей в 1863 году. Она была собрана им в 1830—1860-х годах, в неё вошли 15 878 томов, научные издания XVIII—XIX веков, 47 автографов XVI—XIX веков, архивные материалы и рукописи, а также коллекция прижизненных изданий Джордано Бруно — 18 из 26 книг, 156 инкунабул, коллекция эльзевиров.
Портрет графа А. И. Румянцева
Художник В. Л. Боровиковский. 1811 год,Россия, Санкт-Петербург. Холст, масло

Граф Александр Иванович Румянцев — русский дипломат и военачальник, дед Николая Петровича Румянцева, собирателя коллекции, послужившей родоначальницей Румянцевского музея. В 1741 году был награждён орденом Святого апостола Андрея Первозванного. Именно в орденском одеянии и изображён он на портрете Боровиковского.

Портрет канцлера графа Н. П. Румянцева
Копия с оригинала Дж. Доу (1828 год, Россия). Холст, масло

Портрет — один из символов Библиотеки. Он написан художником в 1828 году, спустя два года после смерти Николая Петровича Румянцева, по заказу его брата, Сергея Петровича Румянцева, и передан в Московский публичный и Румянцевский музеи в составе семейного собрания. Ныне находится в Государственном музее А. С. Пушкина.

Портрет А. С. Норова
Неизвестный художник. Конец 1830-х — 1840-е годы XIX века, Россия. Холст, масло

Авраам Сергеевич Норов (1795—1869) — писатель, переводчик, библиофил, государственный деятель. Библиотека Норова поступила в Румянцевский музей в 1863 году. Она была собрана им в 1830—1860-х годах, в неё вошли 15 878 томов, научные издания XVIII—XIX веков, 47 автографов XVI—XIX веков, архивные материалы и рукописи, а также коллекция прижизненных изданий Джордано Бруно — 18 из 26 книг, 156 инкунабул, коллекция эльзевиров.

Портрет графа А. И. Румянцева
Художник В. Л. Боровиковский. 1811 год, Россия, Санкт-Петербург. Холст, масло

Граф Александр Иванович Румянцев — русский дипломат и военачальник, дед Николая Петровича Румянцева, собирателя коллекции, послужившей родоначальницей Румянцевского музея. В 1741 году был награждён орденом Святого апостола Андрея Первозванного. Именно в орденском одеянии и изображён он на портрете Боровиковского.

Подготовительные материалы к роману «Красное колесо» А. И. Солженицына
В экспозицию выставки вошли подготовительные материалы и страницы рукописи романа Александра Исаевича Солженицына «Красное колесо», посвящённой весенним революционным дням 1917 года в Москве. Выступавшая на открытии выставки Наталья Дмитриевна Солженицына говорила, что родители Александра Исаевича познакомились в Москве 1917 года — как раз неподалёку от Румянцевского музея.

плакат заём свободы 1917рекламный плакат 1917киноплакат вставай подымайся рабочий народ 1917
Подписывайтесь на Заём Свободы: старый строй повержен, воздвигайте здание свободной России
Политический плакат, Москва, 1917 год. Художник Г. П. Пашков

1917 год стал временем подлинного рождения русского политического плаката. Основой для его формирования стали благотворительный плакат, народные лубки и карикатура. Заём Свободы, организованный Временным правительством, послужил поводом для создания целого ряда плакатов, среди авторов которых известные мастера Борис Кустодиев, Алексей Кравченко, Георгий Пашков и другие.
Жжёный кофе Товарищества Эйнем в Москве: Паровая фабрика на Софийской набережной в собственном доме
Рекламный плакат, Москва, 1900-е годы. Хромолитография И. М. Машистова

Развитие отечественного рекламного плаката в 1910-е годы достигло наивысшей степени выразительности и зрелищности. Его отличительным признаком являлась качественная многоцветная печать на плотной бумаге. Рекламные плакаты 1917 года заставляют забыть, что в это время в России происходит смена эпох.
В цепких лапах двухглавого орла: Вставай, подымайся, рабочий народ!: Драма в 4-х част. с участием известного артиста Н. А. Салтыкова
Киноплакат, Москва, 1917 год. Художник М. С. Кальмансон

Одним из любимейших развлечений москвичей в 1917 году были электротеатры. Революция не остановила съёмок: стали выходить фильмы на злобу дня. В день в электротеатре могло быть до 10 сеансов. Киноплакат, яркий, броский, цепляющий, должен был привлечь внимание прохожего.

Подписывайтесь на Заём Свободы: старый строй повержен, воздвигайте здание свободной России

Политический плакат, Москва, 1917 год. Художник Г. П. Пашков

1917 год стал временем подлинного рождения русского политического плаката. Основой для его формирования стали благотворительный плакат, народные лубки и карикатура. Заём свободы, организованный Временным правительством, стал поводом для создания целого ряда плакатов, среди авторов которых известные мастера Борис Кустодиев, Алексей Кравченко, Георгий Пашков и другие.

Жжёный кофе Товарищества Эйнем в Москве: Паровая фабрика на Софийской набережной в собственном доме
Рекламный плакат, Москва, 1900-е годы. Хромолитография И. М. Машистова

Развитие отечественного рекламного плаката в 1910-е годы достигло наивысшей степени выразительности и зрелищности. Его отличительным признаком являлась качественная многоцветная печать на плотной бумаге. Рекламные плакаты 1917 года заставляют забыть, что в это время в России происходит смена эпох.

В цепких лапах двухглавого орла: Вставай, подымайся рабочий народ!: Драма в 4-х част. с участием известного артиста Н. А. Салтыкова
Киноплакат, Москва, 1917. Художник М. С. Кальмансон

Одним из любимейших развлечений москвичей в 1917 году были электротеатры. Революция не остановила съёмок: стали выходить фильмы на злобу дня. В день в элетротеатре могло быть до 10 сеансов. Киноплакат, яркий, броский, цепляющий, должен был привлечь внимание прохожего.


Слово о полку Игореве. Лицевой список. 1912 год
Художник И. Г. Блинов. Из коллекции Е. Е. Егорова

Егор Егорович Егоров, купец второй гильдии, старообрядец, выдающийся собиратель древнерусских икон, рукописных и старопечатных книг и предметов мелкой церковной пластики, был убит грабителями 15 декабря 1917 года в помещении собственной моленной в Салтыковском переулке. Его собрание было спасено сотрудниками библиотеки и сейчас хранится в нескольких музеях.

серия открыток Политические партии России 1900-еоткрытка трудовик 1910-е серия «Дети-политики»открытка трудовик 1910-е серия «Дети-политики»
Анархист
Художник В. А. Табурин. Открытка. Петроград: Лит. В. Горюнова, 1910-е годы

В начале ХХ века открытка была оперативным и доступным средством связи. В ней соединялись зрелищность иллюстрации, актуальность плаката, публицистичность газет при удобном для хранения формате печати и плотности бумаги. Всё это превращало открытку в невероятно популярный объект как для издателей и пользователей, так и для коллекционирования.

Трудовик
Художник В. А. Табурин. Открытка. Петроград: Лит. В. Горюнова, 1910-е годы

Изображение детей во взрослых образах — отличительная особенность открыток Владимира Амосовича Табурина, русского художника, книжного графика, иллюстратора и фоторепортёра. В годы Первой мировой войны его открытки, иллюстрирующие русские пословицы и поговорки, пользовались большой популярностью. Серию «Дети-политики» художник создал в 1917 году, сочетая лубок и карикатуру.
Большевик и меньшевик
Художник В. А. Табурин. Открытка. Петроград: Лит. В. Горюнова, 1910-е годы

В серию открыток художника Владимира Амосовича Табурина «Дети-политики» вошли открытки «Большевик и меньшевик», «Анархист», «Бундист», «Буржуй», «Кадет», «Капиталист», «Социал-демократ», «Социал-революционер», «Трудовик», «Умеренный». Познакомиться с ними можно в отделе изоизданий Российской государственной библиотеки.


Анархист
Художник В. А. Табурин. Открытка. Петроград: Лит. В. Горюнова, 1910-е годы

В начале ХХ века открытка была оперативным и доступным средством связи. В ней соединялись зрелищность иллюстрации, актуальность плаката, публицистичность газет при удобном для хранения формате печати и плотности бумаги. Всё это превращало открытку в невероятно популярный объект как для издателей и пользователей, так и для коллекционирования.

Трудовик
Художник В. А. Табурин. Открытка. Петроград: Лит. В. Горюнова, 1910-е годы

Изображение детей во взрослых образах — отличительная особенность открыток Владимира Амосовича Табурина, русского художника, книжного графика, иллюстратора и фоторепортёра. В годы Первой мировой войны его открытки, иллюстрирующие русские пословицы и поговорки, пользовались большой популярностью. Серию «Дети-политики» художник создал в 1917 году, сочетая лубок и карикатуру.

Большевик и меньшевик
Художник В. А. Табурин. Открытка. Петроград: Лит. В. Горюнова, 1910-е годы

В серию открыток художника Владимира Амосовича Табурина «Дети-политики» вошли открытки «Большевик и меньшевик», «Анархист», «Бундист», «Буржуй», «Кадет», «Капиталист», «Социал-демократ», «Социал-революционер», «Трудовик», «Умеренный». Познакомиться с ними можно в отделе изоизданий Российской государственной библиотеки.

Библиотека Александровского училища
Крупная коллекция, поступившая в Румянцевский музей в 1917 году, — библиотека Александровского военного училища. В период октябрьского переворота в Москве здание Александровского училища стало штабом юнкеров. После окончания боёв училище было заброшено, и ценная библиотека разорялась грабителями и мародёрами. Книги были перевезены в Румянцевский музей, и сейчас их можно опознать в фонде РГБ по штампам и наклейкам.

снимки 1900-х годов и современные фотографии
Из Москвы 1917 года — в Москву 2017 года

Экспонаты в интерьерах выставки
«Москва, 1917. Взгляд с Ваганьковского холма»
в Ивановском зале РГБ