ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА

Москва, 1917. Взгляд
с Ваганьковского холма





«Роль музея сейчас одна — быть хранителем цивилизации».

Из протокола Совета музея, 20 декабря 1917 года
ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА
Москва, 1917. Взгляд
с Ваганьковского холма
«Роль музея сейчас одна — быть хранителем цивилизации».
Из протокола Совета музея, 20 декабря 1917 года

Выставка «Москва, 1917. Взгляд с Ваганьковского холма» посвящена основным событиям в жизни Румянцевского музея в 1917 году. В переломный для России год сотрудники музея стали «хранителями цивилизации», сберегая фонды и спасая частные коллекции, лишившиеся владельцев.

В экспозиции впервые публике были представлены уникальные музейные предметы Румянцевского музея, оставшиеся после расформирования коллекции в 1920-х годах в собрании РГБ, а также подлинные документы и фотографии, газеты, журналы, плакаты, открытки, листовки, рассказывающие о судьбоносных событиях в Москве в 1917 году. Выставка показывает, как жил, сохранял себя и развивался Румянцевский музей, когда мир за его окнами перевернулся.

Выставка в пространстве Ивановского зала завершилась, но началась её новая жизнь — в виртуальном пространстве. Аудитория проекта расширилась, появилась возможность показать то, что осталось за кадром. Далеко не всем материалам из фондов РГБ, подобранным кураторами, находится место в зале. А благодаря проекту «Виртуальная выставка РГБ» можно познакомиться и с теми раритетами, которые попали на витрины, и теми, которые публика не увидела. Прочитать документы, рассмотреть экспонаты в мельчайших подробностях, открыть для себя что-то новое смогут все, кто интересуется историей России.
Команда проекта
более 50 человек

Наталья Самойленко
Руководитель проекта, заместитель генерального директора РГБ по внешним связям и выставочной деятельности
Выставка «Москва, 1917. Взгляд с Ваганьковского холма» — не столько о событиях, сколько о людях, об их ощущениях и о нашем желании их понять. Понять — и задать им вопрос: а как вы это пережили?
Ольга Барковец
Куратор выставки
В 1917 году две революции прокатились по России, завершив эпоху императорской власти и приведя к политическим, экономическим, культурным и социальным изменениям. Они коснулись не только жизни каждого бывшего подданного империи, который с марта 1917 года стал гражданином новой России, но и всего государственного аппарата, включая учреждения культуры.
Юлия Наполова
Дизайнер выставки
Я очень люблю делать исторические выставки — это всегда вызов. Как сделать так, чтобы бумаги «заговорили»… как показать то, что происходило сто лет назад и как, собственно, развивались события… Тут история и музея, первого московского вообще музея, и самого города, переживавшего революцию, но главное — это истории людей, которые мы хотели рассказать. Получился очень красивый и стройный проект, чему я всячески рада.
Кураторская группа и дизайн проекта:

Руководитель проекта:
Н. Ю. Самойленко

Куратор проекта:
О. И. Барковец

Кураторская группа:
Н. С. Шаповалова — координатор
А. Н. Савельева
Л. В. Родионова
Е. А. Емельянова

Дизайн проекта:

Ю. Д. Наполова — дизайн выставки

Н. В. Онищенко — графический дизайн

Т. Н. Мухортых — медиаконтент

Я. С. Ерёмин — съёмка видеоролика

ООО «Инсайд-арт» — монтаж выставки
Организаторы и участники проекта:

Организаторы:

Министерство культуры Российской Федерации


Российская государственная библиотека:
В. И. Гнездилов (и. о. генерального директора РГБ),
В. В. Фёдоров (президент РГБ)

Участники:

Государственный исторический музей:
А. К. Левыкин (директор)

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина: М. Д. Лошак (директор)

Государственный архив РФ:
Л. А. Роговая (директор),
С. В. Мироненко, (научный руководитель)

Архив А. И. Солженицына:
Н. Д. Солженицына

Частная коллекция:
В. Б. Лебедев
Над выставкой работали:

Российская государственная библиотека:

Основной фонд:
М. В. Честных, Е. В. Чебышева, И. С. Баушев

Отдел изоизданий:
Е. И. Аракчеева, О. И. Буданова, Е. М. Михалкина

Управление специализированных отделов:
М. Е. Ермакова, И. С. Скрипкина

Научно-исследовательский отдел редких книг (Музей книги):
Д. Н. Рамазанова, Е. В. Степанова, Н. В. Чаленко, И. Л. Карпова, Е. Н. Левина

Отдел рукописей:
В. Ф. Молчанов, Е. Э. Вишневская, А. Е. Родионова, Д. А. Чудинов

Отдел нотно-музыкальных изданий:
А. А. Семенюк

Отдел газет:
Т. И. Белоусова

Отдел выставочной деятельности:
А. С. Перевезенцева, Е. Ф. Волкова, Я. С. Ерёмин, А. И. Сафиулин

Отдел хранения и использования документов:
М. В. Волкова, Н. В. Алексеева, Т. П. Григорьева, Л. М. Коваль, Н. В. Куклина

Главный хранитель интерьерного фонда:
С. В. Утва

Архив А. И. Солженицына:
Г. А. Тюрина
Над альбомом выставки работали:

Автор-составитель: О. И. Барковец

Авторы текстов: О. И. Барковец, И. С. Баушев, Т. И. Белоусова, Е. А. Емельянова, Л. В. Родионова, А. Е. Родионова, А. Н. Савельева, Г. А. Тюрина, Е. В. Чебышева

Дизайн альбома: Е. В. Казейкина

Фотосъёмка: А. Г. Высочина

Издательство «Пашков дом»: О. М. Андрианов, Л. П. Рязанцева

Редактор: Л. И. Дорогова

Корректор: Г. В. Коршунова

Технический редактор: Н. В. Соловьёва

Управление дополнительного обслуживания РГБ: Д. В. Фёдоров

Отдел репрографии и полиграфии РГБ: А. С. Кутепов, А. Г. Высочина, Э. П. Бологова, И. А. Ефремов

Управление информационных ресурсов РГБ: Г. С. Гулиев

Отдел сканирования РГБ: А. А. Митрейкин
Над виртуальной выставкой работали
отдел редакции сайтов РГБ



С. Ю. Хвостова — куратор
Е. Ю. Пайсон — редактор
Ю. В. Семёнова — корректор
Н. М. Некрасова — дизайнер